?

Log in

No account? Create an account
Эта лаконичная работа не имеет оригинального названия, поскольку создавалась исключительно для оформления обложки первого альбома "По следу завтрашнего дня". Хотя рисунок упоминается в "генеральном реестре", называть его как-то по-новому (ради эффектной подачи в блоге, например) сейчас, по прошествии стольких лет, было бы не совсем честно.

Другая тайная мысль – показать эту рисунок в комплексе с лигатурой "ИЗ" (мои инициалы), каким он представлен на обложке альбома, – тоже была отвергнута. Лигатура рисовалась отдельно, и сейчас я даже не могу утверждать, что она не была нарисована в каком-нибудь графическом редакторе при подготовке альбома к печати.

Проект издания альбома с репродукциями тридцати графических работ был реализован в первой половине 1993 года при финансовой поддержке трёх спонсоров – банка "Аяр", страховой компании "АМА" и акционерного общества "Маригражданстрой". В альбом были включены лучшие из моих первых рисунков, созданных в период с 1986 по 1993 годы. История этого проекта в общих чертах была отражена в заказной имиджевой статье обозревателя газеты "Молодёжный курьер" Андрея Колесникова под заголовком "Стезёй, проложенной "Аяром".



История эта, однако, имеет, свою небольшую предысторию. Идеей выпуска альбома графики я загорелся в тот момент, когда в моих руках случайно оказалось аналогичное издание – выпущенный годом ранее альбом с рисунками Галины Кирилловой. Человеком, показавшим мне альбом, был Николай Шкляев, имевший какое-то отношение к деятельности типографии "Стезя". Впоследствии, познакомившись с Галиной, я получил от неё этот альбом с автографом и дарственной надписью "Когда будешь выставляться в Эрмитаже, не забывай про друзей!".



К тому времени, когда был сделан рисунок для альбома "По следу завтрашнего дня", в условной серии работ с изображениями "цилиндроголовых" уже появились "Поцелуй", "Влюбленные", "Распятие" и "Загадочные гости". Первые две работы были включены в альбом "По следу завтрашнего дня". "Распятие" через некоторое время было мною уничтожено. А "Загадочные гости", нарисованные для одноименного приложения к газете "1000 дел", были проданы в галерее Союза художников. Единственной работой с "цилиндроголовым", которая появилась уже после создания рисунка для обложки, стала "Опасность постулатов", однако она тоже успела попасть в первый альбом.



Четвёртую страницу обложки альбома украсил тот же "цилиндроголовый", но уже отзеркаленный и без лигатуры. Кроме короткой биографической справки, на этой странице был опубликован фотопортрет (тоже отзеркаленный), автором которого, по всей вероятности, был йошкар-олинский фотохудожник Сергей Кашков.

Read more...Collapse )

Поцелуй. 1992

С появлением в конце 1992 года рисунка "Поцелуй" в моей творческой жизни наступил непродолжительный, но весьма плодотворный "сюрреалистический" период. В течение нескольких месяцев, продолжая свои фигуративные эксперименты, я время от времени вспоминал своих "цилиндроголовых" и создавал новые сюжеты с их участием.

Сразу после "Поцелуя" были нарисованы "Влюблённые" и "Загадочные гости". Где-то между ними, судя по записям в "генеральном реестре", возникла работа под названием "Распятие", которая впоследствии была мною уничтожена как кощунственная. В начале 1993 года ещё один человек – без туловища и с цилиндрической головой – был нарисован для обложки первого альбома графики "По следу завтрашнего дня".

Шестой и последней работой в этом условном цикле стал графический лист "Опасность постулатов" – очередной результат моих исследований взаимодействия условно живого существа с мёртвым предметом, оживающим и выходящим из-под его контроля (в данном случае – со стулом).



Из всех перечисленных работ самая большая популярность (если уместно так говорить о произведении графики) выпала на долю рисунка "Поцелуй". Почему это произошло, догадаться нетрудно. Легкий эротизм сюжета, умело спрятанный от детей, но понятный каждому взрослому, беспредельно расширял сферу его применения. И "Поцелуй", получивший от меня статус "шедевра", нещадно эксплуатировался (читай – тиражировался) в печати.



Летом 1992 года он даже попал на первую страницу газеты "Сельские вести", выходившей под лозунгом "За землю, за волю!". Чем руководствовалась редакция издания, публикуя "Поцелуй", да ещё и под названием "Хаос", можно только гадать. Вероятно, рисунок каким-то образом отражал ситуацию, которая сложилась в сельском хозяйстве нашей страны в то непростое время.

Read more...Collapse )

Загадочные гости. 1992

Фантазийный рисунок "Загадочные гости" создавался для первой полосы одноименной газеты, выходившей как приложение к газете "1000 дел". Это одна из очень немногих работ, которые были сделаны по заказу. Несмотря на это обстоятельство, работа получилась весьма удачной и вполне самодостаточной.

Заказчиком выступал редактор газеты "1000 дел", предприимчивый журналист и писатель-фантаст Сергей Шалагин. В начале 1990-х годов люди ещё читали газеты и даже покупали их в киосках. Спрос на полезное и развлекательное чтиво в условиях легализованной печати и отменённой цензуры не мог не родить предложение. Стараниями Сергея Шалагина в январе 1991 года в Йошкар-Оле начала выходить газета "1000 дел".

Иллюстрированием газеты "1000 дел" и всевозможных приложений к ней мы занимались вместе с Александром Морозовым. Если и получали за свою работу какие-нибудь гонорары, то они, скорее всего, были мизерными. Впрочем, коммерческие цели в этом проекте преследовал лишь редактор. Нас же, художников-любителей, привлекала возможность попробовать себя в роли иллюстраторов и увидеть плоды своего творчества на газетных страницах. Графические работы при этом оставались в нашей собственности.



Несмотря на то, что в 1993 году "Загадочные гости" были проданы в галерее Союза художников, через пять лет эта работа появилась во втором альбоме "По следу завтрашнего дня". Репродукция была сделана с хорошей ксерокопии, слегка подретушированной тушью.



В 2003 году "Загадочные гости" были опубликованы ещё раз – в октябрьском номере удмуртского литературно-художественного журнала "Кенеш". Кроме этой работы, в журнале были напечатаны "Автопортрет с настольной лампой", "Элиот. Игра в шахматы", "Пасха" и "Дирижёр бабочки".

Read more...Collapse )
Эта простая и наивная графическая работа мне как-то по-особому дорога. Может быть потому, что она является своеобразным мостиком, перекинутым из самого раннего периода моего увлечения рисованием, который можно назвать пубертатным, в период возникновения более зрелых рисунков, за которые мне уже не стыдно перед зрителями.

Первый вариант этой работы был сделан в 1990 году. Рисунок стал одной двух иллюстраций к стихотворениям йошкар-олинского поэта Игоря Петрова "Медные лбы" и "Отдайте мне гражданство", опубликованным в мартовском выпуске "Литературных страниц "МК" – ежемесячном приложении к газете "Молодой коммунист" (позднее – "Молодёжный курьер").

Стихи, проза и иллюстрации в "Литературных страницах "МК" верстались таким образом, что из двух листов, вынутых из газеты, можно было сложить 16-страничную брошюру формата А5. Нештатным редактором "Литературных страниц "МК" работал Николай Михеев. Несколько выпусков "Литстраниц" были проиллюстрированы членами межрегиональной творческой группы самодеятельных художников "Тезис", созданной по моей инициативе в конце 1980-х годов.



15-й выпуск "Листраниц", в которых появились рисунки к стихотворениям "Медные лбы" и "Отдайте мне гражданство", для творческой группы "Тезис" являлись дебютными. Кроме моих работ в этом выпуске были опубликованы рисунки йошкаролинцев Людмилы Ивановой, Евгения Красина и Александра Морозова, а также жительницы мордовского города Рузаевка Натальи Качановой. Все рисунки создавались специально для "Литстраниц" – с изрядным старанием и осознанием большой ответственности, ведь нам впервые доверили столь важное дело.



Результаты, надо полагать, превзошли ожидания редакции "Молодого коммуниста", и сотрудничество творческой группы "Тезис" с газетой продолжалось до августа 1991 года. Всего при участии художников группы "Тезис" было выпущено семь "Литературных страниц "МК". Иллюстрация к стихотворению "Отдайте мне гражданство" в 1997 году была репродуцирована в альбоме "По следу завтрашнего дня". Оригинал этой работы, которую я считаю хотя и не очень удачной, но хорошо подходящей к тексту, до сих пор хранится в моём архиве.



Однако было бы неправильным умолчать о том, что рисунок к стихотворению "Отдайте мне гражданство" являлся обновленной "точечной" версией штриховой графической работы под названием "Безумие", которая была сделана в конце 1980-х годов, – одной из первых работ, создававшихся после возвращения в родные пенаты после двух лет службы в армии. Оригинал рисунка не сохранился.

Ещё один интересный и забавный факт, связанный с работой "Отдайте мне гражданство". В феврале 2000 года рисунок украсил обложку самиздатовского литературно-музывально-художественного журнала "Немезида", который выпускался в Санкт-Петербурге и продавался в музыкальных магазинах "Castle Rock" и "Dead Fish".



Журналы "Немезида" я регулярно получал по почте в обмен на выпуски регги-альманаха "Se La". Кроме рисунков, однажды в нём даже было опубликовано моё стихотворение "Не глядя вниз, я вновь стою у края...", подписанное псевдонимом "Wicked Roll", поскольку авторы почти всех текстов в журнале выступали под псевдонимами.

Что же касается второй иллюстрации к стихам Игоря Петрова, в альбом "По следу завтрашнего дня" она включена не была, что может показаться странным. Впрочем, оригинала этой работы к моменту сдачи альбома в печать у меня уже не было. Да и хронологический принцип формирования альбома не позволил бы мне поставить на разворот рисунок 1990 года и новодел иллюстрации к "Медным лбам", выполненный семь лет спустя.



Read more...Collapse )

С тех пор, как начал бегать и ходить с приложением STRAVA, необходимость в ведении бегового дневника отпала.

Недельные и ежедневные объёмы за весь прошедший год теперь можно посмотреть непосредственно на сайте www.strava.com в разделе "Журнал тренировок". А в разделе "Календарь тренировок" легко узнать, сколько часов и километров я бегал/ходил в том или ином месяце.

Недостатком данной системы подведения итогов является то, что на этом сайте невозможно отделить ходьбу от бега и посмотреть, сколько часов/километров я пробежал и сколько прошёл. К счастью, в конце 2018 года STRAVA прислала электропочтой ссылку для скачивания небольшого ролика, в котором красочно и динамично визуализируются главные итоги года.



Из ролика удалось выяснить, что в 2018 году за 460 часов я пробежал 4576 километров. Прошёл 938 километров. Самыми активными месяцами стали октябрь (66 часов), июль (65 часов), ноябрь (64 часа) и апрель (60 часов).

Самый продолжительный забег в 2018 году состоялся в рамках Казанского марафона, а самой зачетной тренировкой стала пробежка 7 сентября, в ходе которой был нарисован gps-рисунок "Голосую за бег".

В прошлое воскресенье оформил эту работу в багетную раму со стеклом, чтобы украсить одну из стен в нашей квартире. Намеревался повесить её прямо напротив входной двери – между ванной и туалетом, – но младший сын попросил этого не делать. Сказал, что рисунок будет пугать его по ночам. Шестилетнему ребенку, по всей видимости, не понравились пустые глаза человека, изображенного на "Автопортрете".

Посмотрев на эту работу глазами сына, подумал, что он имеет право не любоваться ежедневно тем, что ему не нравится. В итоге "Автопортрет с настольной лампой" отправился в кладовку, а на его месте появилась другая графическая работа – рисунок из категории child-friendly под названием "Кошка и мышка".

В начале 1994 года, когда создавался "Автопортрет с настольной лампой", я ещё работал в рекламном агентстве ТОО "Ланар", но уже подумывал об уходе и поиске новой сферы деятельности. В личной жизни тоже не было определенности: с первой женой Марией мы уже расстались, юридическое оформление развода было делом времени. Жил в съёмных квартирах в девятом микрорайоне, сначала на улице Строителей, затем на улице Яна Крастыня.



В те странные времена у меня действительно были длинные волосы, иногда я даже ходил с "хвостом". Впрочем, для художественного директора первого в Йошкар-Оле рекламного агентства такой имидж был вполне органичным. Фигуративная графика в тот период жизни превратились для меня в нечто самое важное. Никогда прежде я не рисовал так много и плодотворно. За 1994 год было создано более 60 графических работ, причем не только черно-белых, но и в цвете.



Точную дату создания "Автопортрета с настольной лампой" – первого из трёх автопортретов – установить уже невозможно. В дневниках об этом событии записей не осталось. Зато имеется достоверное свидетельство о том, что в начале августа 1994 года мною был получен заказ Марийского книжного издательства на создание рисунков для обложки и шмуцтитулов книги стихов Александра Коковихина "Около себя".



Именно "Автопортрет" подсказал идею оформления обложки этого первого поэтического сборника талантливого йошкар-олинского поэта. Получив заказ (с подачи редактора этой книги Анатолия Спиридонова и с согласия автора), я поставил перед собой задачу сделать что-нибудь оригинальное и яркое. В середине августа был согласован эскиз обложки. После этого, вооружившись карандашами и рапидографом, я дважды воспроизвёл "Автопортрет" в цвете. На последней странице обложки – почти без изменений. На первой же странице появился "лирический герой, раздвигающий пространство".

Read more...Collapse )

В иван-чае души не чаем!

Не предполагал, что наш любимый иван-чай, который мы с супругой собирали и заготавливали прошлым летом, закончится до наступления нового иван-чайного сезона. Поначалу его запасы казались неисчерпаемыми. Но мы быстро вошли во вкус и стали потреблять этот напиток в огромных количествах, отказавшись от обычного чая. Да ещё и время от времени делились иван-чаем с друзьями и родственниками.

Теперь придётся перейти на покупной иван-чай и терпеливо ждать ещё три-четыре месяца, когда можно будет снова отправиться на одну из наших кипрейных плантаций. К счастью, ближайшая расположена совсем недалеко – в трёх километрах от дома.

В прошлом году довольно большие плантации иван-чая удалось обнаружить в окрестностях посёлка (анти)Советского. Бегая за деревню Шулындино в сторону посёлка Ронга, брал с собой рюкзачок и совмещал приятное с полезным. Ещё одну большую плантацию уже в конце лета заметил слева от дороги, соединяющей посёлок (анти)Советский и деревню Старый Ургакш.



Самое большое количество иван-чая было собрано на берегу реки Малая Кокшага в месте впадения в неё реки Малый Кундыш. После лесных пожаров 2010 года огромные территории сгоревшего леса стали зарастать кипреем. Собирать его в таких "постапокалиптических" местах не очень радостно. Но собрать можно очень много.

Наши фирменные крафтовые пакетики, в которые мы с супругой упаковывали иван-чай в подарочных целях, оформлялись соответственно. Основные сорта получили названия "Малая Кокшага" и "Дорога на Паймур".



Вспоминаю, как первый раз попробовал иван-чай. Произошло это в Городце в июле 2012 года, в день города, накануне марафона "Малый Китеж". Дегустация была организована городецкими производителями иван-чая, который в то время ещё только начинал становиться популярным. Купленная, как сейчас помню, за 100 рублей красивая 100-граммовая упаковка иван-чая была привезена домой. Валентина, попробовав новый напиток, назвала его "пеньком" и пить больше не захотела. Мне же чай-"тёзка" пришёлся по вкусу.

Read more...Collapse )

Денди. 1999

Одна из моих любимых графических работ. Оценивая "Денди" по критерию соответствия стилистическим требованиям, которые я предъявляю к самому себе, могу без ложной скромности признать, что рисунок получился идеальным. Если бы сейчас кто-нибудь предложил мне снова воспроизвести его на бумаге (в цвете, например), я не изменил бы в нём ни одной линии.

В ту пору, когда создавался "Денди" моё увлечение фигуративной графикой уже шло на спад. За тот очень непростой для меня 1999 год удалось сделать всего четыре работы – "Сердце в подарок", "Божью коровку", "Денди" и "Обнажившую грудь". А также несколько карандашных эскизов (в том числе "Мать и дитя"), которые так и не были доведены до ума и хранятся сейчас в соответствующей папке.

Своё название этот рисунок приобрёл исключительно благодаря присутствию в композиции изображения цилиндра. В целом же образ получился довольно хулиганский. Несмотря на то, что у героя этой работы тонкие пальцы и галстук, он скорее пижон с городской окраины, нежели представитель высшего общества. Если в этом образе и обнаруживается какой-нибудь аристократизм, то это всего лишь творческий "аристократизм духа".



Данный рисунок мог бы проиллюстрировать какое-нибудь стихотворение Сергея Есенина. В котором присутствует лирический герой, похожий на самого поэта. Как, например, в хрестоматийном произведении, где есть такие строчки: "Я – беспечный парень. Ничего не надо. / Только б слушать песни — сердцем подпевать, / Только бы струилась легкая прохлада, / Только б не сгибалась молодая стать".

В мае 2002 года "Денди" впервые был показан на персональной выставке "Избранное" в галерее Народного фотоклуба "Феникс", а затем отправился в Сыктывкар на выставку "Бюрократический реализм", организованную Финно-угорским культурным центром Республики Коми. На одной из фотографий, сделанных в день открытия выставки, можно увидеть, как рисунком "Денди" любуется художник Юрий Лисовский, работавший в то время дизайнером в журнале "Арт".



Вернувшись августе 2002 года в Йошкар-Олу, "Денди" в компании с другими "сыктывкарскими" работами совершил большой выставочный вояж по пяти районным краеведческим музеям. Забавно, что хотя экспозиция практически не менялась, для каждой выставки придумывалось какое-нибудь новое название: "Первая встреча" (п. Новый Торъял, сентябрь 2002), "Идущим рядом" (п. Куженер, январь 2003), "Лабиринты сомнений" (п. Советский, апрель 2003), "В поисках реальности" (п. Медведево, июнь 2003), "Если нам по пути" (г. Звенигово, ноябрь 2003).

Read more...Collapse )
История жизни этой графической работы с момента её создания до настоящего времени, пожалуй, не так интересна, как её предыстория. Последняя, если рассматривать её с точки зрения установления "генетических связей" данного образа с более ранними сюжетами, воплощёнными на бумаге с помощью карандашей и рапидографа, намного богаче.

Что касается предыстории, началась она в декабре 1995 года, когда для новогодней открытки был нарисован первый "Метафизический Дед Мороз" – странное существо с круглым туловищем, руками-щупальцами, колокольчиком на шапке и мешком через плечо.

Авторские открытки в те далёкие годы печатались очень простым и дешёвым способом – на черно-белом принтере или ксероксе. Однако бумага использовалась цветная (в личном архиве сохранились экземпляры на серой и жёлтой бумаге). Общий тираж открытки не превышал 20-30 экземпляров, поскольку активной переписки в ту пору у меня ещё не было.



Было бы неправильным умолчать о том, что "Метафизический Дед Мороз" создавался по мотивам графической работы "Пожирающий эскимо" из серии "Фигуративный мир Ивана Земцова", которая была нарисована почти одновременно с триптихом "Мальчики, пожирающие эскимо". Любопытно, что эскизы цветного триптиха, если верить моим дневниковым записям, появились раньше "Пожирающего эскимо" – в конце октября, незадолго до открытия в галерее Народного фотоклуба "Феникс" коллективной выставки "Графика – 95".

new_year_card_2006_icon.jpg

Как и в цветном триптихе, в "Пожирающем эскимо" можно заметить некоторые из тех элементов, которые были использованы при создании "Метафизического Деда Мороза", – подвергнутые фигуративной трансформации руки-щупальца, прикреплённые к шарообразному туловищу, и прямоугольные зубы, торчащие из-под висящей в воздухе верхней губы. "Метафизический Дед Мороз", в сущности, является ещё одной визуальной "импровизацией на тему", заявленной в "Мальчиках, пожирающих эскимо".

Read more...Collapse )

"Зима будет долгой..."

Чтобы в очередной раз примирить себя с этим удручающим своей двусмысленностью прогнозом, в очередной раз читаю (т.е. слушаю в аудио-формате) "Охоту на овец" Харуки Мураками. Делаю это во время длинных утренних пробежек по тёмному и пустынному городу. Иногда – во время пешеходных прогулок до или после службы.

Этой личной традиции – ежегодно в конце осени или в начале зимы перечитывать один из лучших романов писателя-марафонца – уже пять лет. Хотя впервые "Охоту на овец" прочёл гораздо раньше, именно в 2014-м обращение к роману Мураками приобрело для меня особый смысл и стало жизненной необходимостью  ("Пора читать "Охоту на овец"?").

Случилось это по воле случая, имевшего символическое и даже мистическое значение. В преддверии года Овцы в бумажных архивах матери обнаружилась столетней давности почтовая карточка с фотографией, запечатлевшей стадо овец. Это изображение могло бы служить иллюстрацией к "Охоте на овец", настолько поразительно оно совпадает с описанием фотографии, которую главный герой романа получает по почте от своего друга и публикует в рекламном журнале.



"...На фотографии было изображено стадо овец на лугу. По краю луга тянулась березовая роща. Такие березы-гиганты можно встретить лишь на Хоккайдо... Об одну такую березищу смогли бы, не толкаясь, поточить когти четыре медведя одновременно. Судя по густой листве на деревьях, дело было, скорее всего, весной..."

Перечитывать романы Мураками никогда не надоедает. Они для меня как привычная и слегка поношенная одежда, в которой тепло и комфортно. Особенно "уютно" я чувствую себя в романе "Охота на овец". Причем, именно в начале зимы, когда начинаются первые снегопады, а дни становятся короткими и мрачно-серыми.

Уже зная почти досконально сюжет романа, я продолжаю, тем не менее, сопереживать герою и внимательно следить за ходом происходящих в его жизни событий. Каждый раз с большим нетерпением жду, когда автор романа начинает пересказывать историю вымышленного города Дзюнитаки. Почему-то именно эта история – первая глава из восьмой части романа ("Рождение, расцвет и падение города Дзюнитаки") – согревает мою душу, помогает проститься с теплом ушедшего лета и настраивает на продолжение жизни в условиях холодной и долгой зимы.

" Зимой здесь хорошо, – сказал он зачем-то опять. – Снег везде белый-белый. Все, все замерзает...

И он засмеялся мелким, дробленым смехом. И без того широченные ноздри его раздулись еще шире. Рот приоткрылся, обнажив до ужаса грязные зубы. На месте двух передних зубов зияла дыра. Непостижимый ритм, в котором Человек-Овца то приоткрывал, то захлопывал передо мной свою душу, был настолько мистически-непостоянным, что, казалось, сам воздух в гостиной то густеет, то вновь разряжается от очередного зигзага его настроения..."

Profile

kabochek
kabochek

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow