?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал этого рисунка был продан в салоне Союза художников – уже после того, как он был опубликован в первом альбоме "По следу завтрашнего дня". В условной серии из шести графических листов с изображением "цилиндроголовых" эта работа стала последней.

Если бы меня попросили объяснить, о чём она, в моём рассказе непременно появилось бы слово "бунт" и производные от этого слова. Поскольку любой предмет практической деятельности человека, оживающий и выходящий из-под контроля со стороны своего владельца, может быть назван "бунтовщиком". Неодушевлённый объект, не согласный со своим предназначением и поэтому "бунтующий", обретает если не душу, то хотя бы свободу.

Такова в общих чертах глубинная идея, которую я попытался выразить этим рисунком. На поверхности же зритель находит сюжет, возникающий в результате обнаружения в редком и малопонятном слове "постулат" общеупотребительного слова "стул".



Ставить подобные вербально-фигуративные опыты, в результате которых игры слов превращались в игры образов, чаще всего меня заставляли отнюдь не личные творческие устремления, но внешние обстоятельства. Например, необходимость создавать работу с названием, придуманным другим человеком – участником коллективного творческого проекта "Попутчики". И тогда в стихотворной строчке "У неё, как у страха, глаза велики" ударение в последнем слове перемещалось с последнего слога на первый, а в одноимённой композиции появлялись велосипеды.



Другой пример – рисунок под названием "Да здравствует наше счастливое бу...", в котором мне померещилось не только "счастливое будущее", но и "счастливый Буратино". Кстати, автором этого удачного названия является фотохудожник Дмитрий Скорняков, известный под псевдонимом "Митя Лейкин". Хотя в проекте "Попутчики" он не участвовал, его фраза, предложенная в качестве названия, стала одной из общих тем проекта.



Важно отметить, что данная тема вдохновила на творчество не только художников, но и йошкар-олинского поэта Александра Коковихина. В его четвертом сборнике "Нанизывая ахинею", выпущенном в 2004 году, можно найти стихотворение, которое начинается строчками "Да здравствует наше счастливое бу... / Которого я почувствую, лежа в гробу...". Мой "счастливый Буратино" в этой книге тоже присутствует – в качестве иллюстрации. Но читатель вряд ли догадается о наличии связи между этой работой и упомянутым стихотворением, поскольку их разделяют несколько десятков страниц.

Что же касается рисунка "Опасность постулатов", являясь примером относительно удачного опыта по извлечению "стула" из "постулата", этот сюжет более важен с точки зрения раскрытия темы "бунта", поскольку извлечение одного из другого происходит посредством изображения "взбунтовавшегося" извлекаемого.

Проблема изменения отношений между вещью и человеком, поставленная мною в этой работе, имеет несколько вариантов решения. В данном случае стул, стремящийся выскользнуть из рук своего хозяина, лишь меняет свою форму. Но он не пытается его уничтожить, как это происходит, к примеру, в работе 1991 года по мотивам новеллы Франца Кафки "Превращение".



Перелистывая свой "генеральный каталог", обратил внимание, что в более поздних рисунках "бунтующие" стулья, табуретки и кресла, подвергаемые фигуративным трансформациям, уже не пытаются отделиться от человека. В некоторых случаях они стремятся к обретению гармоничного единства со своими фигуративно трансформированными хозяевами. А иногда даже становятся их неотъемлемыми частями.



P.S. Листая литературный выпуск самиздатовского журнала "Голос" (г. Медногорск), увидевший свет в 1997 году, обнаружил рисунок "Опасность постулатов" на второй странице издания. В отдельные номера журнала "Голос", выпускавшегося культуртрегером Сергеем "Ветром" Кузьминым, время от времени попадали мои рисунки. Этот же номер – 5-й по счету – по договорённости с издателем почти полностью был сверстан мною.



Profile

kabochek
kabochek

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow